Буровые лебедки серии ЭТ: ЛБУ 600 ЭТ-3-П; ЛБУ 600 ЭТ-3; ЛБУ 600 ЭТ-3; ЛБУ 900 ЭТ-3; ЛБУ 1100 ЭТ-3; ЛБУ 1500 ЭТ-3
Буровые лебедки серии ЭТ — оригинальная разработка размерного ряда лебедок грузоподъемностью от 160 до 500 тонн. Буровые лебедки серии ЭТ обеспечивают эффективную работу при спускоподъемных операциях и бурении.
- Конструктивные особенности буровых лебедок серии ЭТ:
- рама и корпус зубчатой трансмиссии – одно целое;
- подъемный вал лебедки является выходным валом зубчатой трансмиссии;
- торможение лебедки — основным приводным двигателем;
- двух- и односкоростная трансмиссия;
- дисковый тормоз из двух дисков для фиксации барабана в неподвижном состоянии;
- две системы управления тормозом – рабочая и аварийная;
- барабан с нарезкой типа «Lebus» под канат (защитные реборды с кольцевыми накладками из износостойкой стали);
- простота устройства;
- компактность;
- отсутствие в конструкции традиционных конструктивных элементов (цепной передачи, шинно-пневматических муфт, электромагнитного и гидродинамического тормозов, ленточного тормоза, рукоятки управления тормозом);
- дистанционное управление.
- Преимущества буровых лебедок серии ЭТ:
- значительно меньшая масса по сравнению с лебедками с цепной трансмиссией;
- “тихая” и “быстрая” скорости на подъемном валу за счет зубчатой трансмиссии:
-“быстрая” скорость — для подъема и спуска бурильной колонны и порожнего элеватора,
-“тихая” скорость для работы с обсадной колонной и ликвидации аварий; - многофункциональный привод:
-подъем и регулируемый спуск бурильных и обсадных колонн, порожнего элеватора до полной остановки и удержания в неподвижном состоянии;
-регулируемая подача долота на забой в режиме регулятора подачи долота; - герметичность корпуса трансмиссии за счет уплотнений особой конструкции (без манжет).
Буровые лебедки с цепной трансмиссией: ЛБУ 1200; ЛБУ 1200К; ЛБУ 22-720; ЛБУ 37-1100 Д-I; ЛБУ 1200 Д-I; ЛБУ 1200 Д-II
- Назначение буровых лебедок с цепной трансмиссией — выполнение технологических операций при строительстве скважин:
- спуск и подъем буровых труб;
- спуск обсадных труб;
- подача инструмента на забой;
- передача вращения ротору при отсутствии индивидуального привода ротора;
- аварийный подъем инструмента.
- Конструктивные особенности и преимущества буровых лебедок с цепной трансмиссией
- Буровые лебедки укомплектованы регулятором подачи долота на забой.
- Дополнительный привод лебедки обеспечивает подъем и опускание вышки при монтаже и демонтаже буровой установки.
- Конструкция лебедки позволяет осуществлять подъем бурильного инструмента с одновременным вращением ротора.
- Система трубопроводов смазки и воздуха вписаны в конструкцию лебедки и позволяют проводить техническое обслуживание оборудования лебедок.
- Переключение скоростей в коробке передач, включение и отключение вспомогательного тормоза и регулятора подачи долота производится посредством механизма переключения.
Буровые лебедки серии ЭТ, буровые лебедки с цепной трансмиссией выпускает ЗАО Машиностроительная корпорация «Уралмаш» дивизион «Нефтегазовое оборудование».
Основные требования к буровым лебедкам
С помощью буровых лебедок и талевого механизма спускают, поднимают и удерживают на весу бурильную колонну, обсадные трубы и другой инструмент при бурении и креплении скважин.
При подъеме вращательное движение, сообщаемое лебедке от привода, посредством талевого каната преобразуется в поступательное движение талевого блока. При спуске тормозные устройства буровой лебедки ограничивают скорость талевого блока, опускающегося под действием собственного веса и веса подвешенного к нему инструмента.
Буровые лебедки используются также для передачи вращения ротору, свинчивания и развинчивания бурильных и обсадных труб, для подъема и подтаскивания различных грузов при бурении скважины, монтаже и ремонте установки.
Буровые лебедки относятся к главным агрегатам бурового комплекса, определяющим эффективность бурения. Следует учитывать, что они используются как при спускоподъемных операциях, так и при разбуривании забоя скважины.
- К основным технологическим функциям лебедки относятся:
- поддержание заданной нагрузки на долото и подача бурильной колонны при разбуривании забоя скважины;
- наращивание колонны по мере углубления скважины;
- подъем на поверхность и спуск в скважину бурильной колонны для смены долот, забойных двигателей и извлечения керна;
- спуск колонны обсадных труб при креплении скважины;
- спуск и подъем на трубах контрольно-измерительных приборов и ловильного инструмента при испытаниях и освоении скважин, ликвидации прихватов и других аварий в скважине.
Буровые лебедки в отличие от лебедок, используемых в грузоподъемных машинах, работают в условиях, характеризуемых ступенчатым изменением действующих нагрузок. Систематические нагрузки возрастают с углублением забоя скважины, а в процессе спуско-подъемных операций изменяются в десятки и сотни раз в зависимости от числа свечей в бурильной колонне.
Лебедки должны отвечать требованиям технологии бурения и удовлетворять условиям их эксплуатации. Мощность и тяговое усилие их должны быть достаточными для выполнения наиболее тяжелых технологических операций. Скорости подъема и спуска должны обеспечить безаварийность, экономичность и высокую производительность при спуско-подъемных операциях.
Для транспортировки в собранном виде габариты и масса лебедок должны соответствовать нормам, установленным правилам перевозок железнодорожным транспортом. Необходимо учитывать, что габариты лебедки ограничиваются площадью буровой и проходами, необходимыми для безопасного обслуживания лебедки и других механизмов.
Следует особо выделить требования к их надежности, долговечности и ремонтопригодности.
Система управления лебедкой должна исключить возможность одновременного включения более одной передачи и самопроизвольное отключение или переключение передачи. Наряду с этим система управления должна обеспечивать автоматическое отключение привода и одновременное включение тормоза при срабатывании предохранительных устройств (ограничителя нагрузки талевого механизма и вышки, ограничителя подъема крюка и др.). При отключении привода и торможении не допускаются разгрузка и разматывание ходовой струны талевого каната.
Источники:
Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы
МК «Уралмаш»