Ответ на вопрос: «Что понимается под режимом бурения и какова методика его оптимизации?»
Режим бурения – это сочетание факторов, определяющих скорость и стоимость проходки конкретного интервала горных пород, выделенного как режимная пачка.
Режимная пачка – это непрерывный интервал бурения, в котором геолого-технологические условия принимаются постоянными, независящими от глубины залегания горных пород в пределах пачки. Такие интервалы имеют и другое название – пачки одинаковой буримости горных пород.
Режим бурения это сочетание таких параметров, которые влияют на показатели работы долота и которые бурильщик может оперативно изменять с поста управления.
- Основными факторами, определяющими режим вращательного бурения, являются:
- тип и класс породоразрушающего инструмента;
- режим работы породоразрушающего инструмента;
- способ вращения породоразрушающего инструмента.
Режим бурения, обеспечивающий получение наилучших технико-экономических показателей при данных условиях бурения, называется оптимальным. Иногда в процессе бурения приходится решать специальные задачи: проводку скважины через поглощающие пласты, обеспечение минимального искривления скважины, максимального выхода керна, качественного вскрытия продуктивных пластов. Режимы бурения, при которых решаются такие задачи, называются специальными.
Каждый параметр режима бурения по-своему влияет на эффективность разрушения горных пород, причем влияние одного параметра может зависеть от уровня другого, т.е. может наблюдаться их взаимное влияние.
- При вращательном бурении режим работы долота принято задавать следующими параметрами:
- осевой нагрузкой на долото, кН;
- частотой вращения долота, об/мин;
- количеством промывочной жидкости или воздуха, подаваемых на забой для выноса разрушенной горной породы и охлаждения инструмента, м3/с.
На взаимодействие долота с горными породами оказывают существенное влияние состав и параметры буровых растворов, которые проектируются, главным образом, в соответствии с геологическими условиями проводки скважин, а поэтому будут рассмотрены при проектировании их промывки.
При нагружении долота осевой нагрузкой G создается необходимое для разрушения горной породы напряженное состояние и осуществляется отбор энергии от вращающегося инструмента для обеспечения последовательного разрушения породы по всему забою. Осевая нагрузка G = giD,
где gi – интенсивность осевой нагрузки, кН на 1 мм диаметра D долота.
Предельные значения gi составляют 0,5–1,5 кН/мм, причем меньшим диаметрам долота соответствует нижний предел, а большим – верхний предел.
- По частоте вращения различают три режима работы:
- низкооборотное (роторное) бурение – nд ≤ 90 об/мин;
- при средних частотах вращения, в пределах которых выделяют два диапазона – 90 < nд ≤ 250 об/мин; 250 < nд < 450 об/мин; эти диапазоны реализуются при вращении долот объемными забойными двигателями и редукторными турбобурами и электробурами;
- высокооборотное бурение – nд ≥ 450 об/мин; реализуется при бурении с безредукторными турбобурами и электробурами.
Промывка или продувка скважины должны обеспечивать полное и своевременное удаление шлама с забоя и из скважины, а также обеспечивать работу гидравлических забойных двигателей.
- Расход бурового раствора предварительно подбирается из этих трех условий:
- из условия очистки забоя определяется расход Q1 = qуд · Fз,
где qуд – удельный расход бурового раствора, м3/(с⋅м2) или м/c; Fз – площадь забоя скважины. - из условия подъема шлама в кольцевом зазоре между бурильными трубами и стенкой скважины определяется расход Q2 = u · Fк,
где u – необходимая скорость восходящего потока жидкости, м/с; Fк – площадь кольцевого зазора. - из условия обеспечения работы гидравлического забойного двигателя определяется расход
где Mд – крутящий момент, необходимый для вращения долота; kз – параметр забойного двигателя.
Стойкость или долговечность долота, характеризующаяся временем механического бурения долотом до его полного износа, обозначается буквой T и измеряется в числах.
Показатели H и T первичные, по ним определяют другие, более сложные показатели. Отношение H / T = vм получило название механической скорости проходки (бурения), измеряется в м/ч и характеризует среднюю скорость разрушения горной породы.
Для характеристики общего темпа углубления скважины используется показатель, называемый рейсовой скоростью vр:
где Tсп — время на спуск и подъем инструмента для смены долота; Tв — время на вспомогательные работы, отнесенные к рейсу.
Наиболее общий интегральный показатель работы долота — себестоимость 1 м проходки. Однако из-за сложности расчета этот показатель пока не нашел широкого применения. Взамен используется показатель стоимости 1 м проходки по затратам, зависящим от времени. Этот показатель рассчитывается по формуле
стоимость эксплуатации буровой установки в течение — стоимость долота с учетом снабженческих наценок.
Критерии оптимизации имеют вид vр → max и c → min. c → min.
В настоящее время сопоставление новых и применяемых (базовых) вариантов долот и режимов их работы регламентируется типовой методикой ВНИИБТ, которой предусматриваются параллельные испытания вариантов и их сравнение по критерию c → min. Для принятия решения проводится оценка статистической значимости различия вариантов одним из методов статистики.