Конструктивные особенности и области применения бурильных труб

Ответ на вопрос: «Конструктивные особенности и области применения бурильных труб».

Конструкции бурильных труб

Бурильные трубы

    Рассматриваемые бурильные трубы подразделяются по материалу:

  • стальные бурильные трубы;
  • легкосплавные бурильные трубы.
    По конструктивному исполнению стальные бурильные трубы сборной конструкции изготовляются следующих типов:

  • с высаженными внутрь концами (В);
  • с высаженными наружу концами (Н);
  • с высаженными внутрь концами и коническими стабилизирующими поясками (ВК);
  • с высаженными наружу концами и коническими стабилизирующими поясками (НК).


Рис. 1. Бурильные трубы с высаженными внутрь (а) и наружу (б) концами и соединительные муфты к ним.

Трубная резьба имеет треугольный профиль с углом при вершине 60°. Трубная резьба непригодна для частого и быстрого свинчивания и развинчивания, недостаточно износостойка. Поэтому соединение и разъединение труб (также колен) в свечи осуществляется с помощью бурильных замков (рис. 2).

Рис. 2. Бурильный замок: а — замковый ниппель, б — замковая муфта.

Бурильные замки состоят из замкового ниппеля (рис. 2, а) и замковой муфты (рис. 2, б). На одном конце замковых деталей нарезается трубная резьба для присоединения их к трубе, а на другом — крупная резьба, называемая замковой (рис. 3) для соединения замковых деталей между собой.

Рис. 3.

Большая конусность и крупный шаг дают возможность быстрого и многократного свинчивания — развинчивания свечей при СПО, а длина замка обеспечивает возможность перенарезки резьбы при ремонте замка. Коническая резьба имеет натяг и более надежна против самоотвинчивания, в большей мере обеспечивает взаимозаменяемость деталей и компенсирует погрешности нарезки.

Герметичность безупорного соединения трубы с замковой деталью обеспечивается за счет натяга, упругого деформирования витков резьбы и вязкой смазки.

Для соединения труб с высаженными концами применяют замки трех типов: ЗН, ЗШ и ЗУ — соответственно с нормальным, широким и увеличенным проходным отверстием. Замки ЗН предназначены для труб исключительно с высадкой внутрь, а 3Ш и ЗУ — и с высадкой внутрь, и с высадкой наружу в зависимости от диаметра труб.

Диаметр проточного канала в ниппеле замка ЗН в 1,5—2 раза меньше, чем в трубах, что создает повышенные гидравлические сопротивления по сравнению с замками ЗШ и ЗУ.

В целом трубы с высадкой внутрь обусловливают в 1,5—4 раза больше гидравлические потери по сравнению с трубами с высадкой наружу и замками ЗУ. Поэтому рекомендуется применять их только при роторном бурении.

Замки ЗУ в сочетании с трубами с высадкой наружу обеспечивают примерно равное проходное сечение и минимальные гидравлические потери в колонне, благодаря чему пригодны для бурения с гидравлическими забойными двигателями.

Всего принято 7 групп прочности: Д, К, Е, Л, М, Р, Т.

Трубы групп прочности, кроме Л, изготовляют из легированных сталей, подвергают нормализации с отпуском; Л — из углеродистой стали, подвергают закалке с отпуском.

В любом случае прочность материала замка не должна уступать прочности материала трубы.

Рис. 4. 1 – замковая муфта; 2 – замковая резьба типа ЗС; 3 – внутренний упорный уступ; 4 – коническая трапецеидальная резьба типа ТТ; 5 – внутренняя кольцевая выточка; 6 – высаженный конец трубы; 7 – гладкая часть трубы; 8 – замковый ниппель; 9 – конический стабилизирующий поясок.

Практика эксплуатации бурильных труб, муфт и замков рассмотренных конструкций показала, что резьбовые соединения имеют недостаточную усталостную прочность и герметичность. Для упрочнения и герметизации этого узла разработаны трубы со стабилизирующими поясками с высадкой внутрь типа ВК и высадкой наружу типа НК с замками к ним соответственно типов ЗШК и ЗУК.

Отличительной особенностью труб и замков данной конструкции является наличие наружного конического стабилизирующего пояска непосредственно за резьбовой частью трубы, внутренних упорных уступов и внутренних кольцевых выточек в деталях замка и применение конической трапецеидальной резьбы типа ТТ.

Стальные бурильные трубы с приваренными замками

Соединение бурильных труб при помощи замков на резьбе имеет недостатки: для соединения двух труб требуется не одно, а три резьбовых соединения, что отражается на их прочности и герметичности, особенно в условиях высоких вибрационных нагрузок и больших избыточных внутренних давлений. Дополнительное упрочнение стабилизирующими поясками, внутренним упорным уступом и т.д. усложняет конструкцию и удорожает стоимость бурильных труб.

Рис. 5. Бурильные трубы с приваренными замками:
а — с наружной высадкой; б — с внутренней высадкой; в — с комбинированной высадкой по ТУ 14-3-1293-84; 1 — замковая муфта; 2 — гладкая часть трубы; 3 — замковый ниппель; 4 — место маркировки трубы; 5 — сварной шов.

От этих недостатков свободны бурильные трубы с приваренными замками (рис. 5), которые подразделяются на трубы с приваренными встык замками по внутренней высадке (ПВ), наружной высадке (ПН), комбинированной (внутренней и наружной) высадке (ПК).

Получают эти трубы путем приварки к трубным заготовкам соединительных концов — замков. Последние приваривают контактно-стыковой сваркой по высаженной части труб. Приваренные концы обрабатывают под ниппель и муфту и нарезают замковую резьбу по ГОСТ 5286—75. Сварной шов подвергают термообработке.

Легкосплавные бурильные трубы

С увеличением глубины бурения появилась необходимость в создании легкосплавных бурильных труб (ЛБТ). Эти трубы, несмотря на большую толщину стенки по сравнению со стальными трубами такого же диаметра, имеют в 2—2,5 раза меньший вес в воздухе. Это отношение становится еще больше в среде жидкости, особенно в утяжеленных растворах. Поэтому предельная глубина их спуска в 3—4 раза больше, чем стальных труб. В настоящее время ЛБТ широко применяются в эксплуатационном бурении. Иногда применяют комбинированную бурильную колонну, устанавливая ЛБТ лишь в средней части ее. Это также позволяет значительно уменьшить вес и увеличить предельную глубину спуска колонны.

ЛБТ сборной конструкции

ЛБТ сборной конструкции выпускаются по ГОСТ 23786—79 с классификацией по конструкции, виду прочности и термостойкости.

    По конструктивным особенностям они делятся на трубы следующих подтипов:

  1. гладкие по всей длине;
  2. с внутренними концевыми утолщениями (тип ТБ);
  3. с протекторным утолщением и внутренними концевыми утолщениями (тип ТБП);
  4. с коническими стабилизирующими поясками.
    По термостойкости они делятся на трубы:

  1. для нормальных температур;
  2. для повышенных температур.

ЛБТ сборной конструкции соединяются между собой на резьбе с помощью бурильных замков типа ЗЛ (замок легкий).

Диамагнитность ЛБТ позволяет проводить инклинометрические работы через спущенную колонну. Использование ЛБТ значительно снижает трудоемкость СПО, сокращает расход талевого каната, тормозных колодок лебедки, энергии, транспортные расходы. Однако ЛБТ нельзя использовать при рН > 10 из-за коррозии. Недопустимы и кислотные ванны для освобождения прихваченной колонны.

ЛБТ цельной конструкции

Эти ЛБТ не имеют присоединенных деталей. Они соединяются между собой при помощи замковой резьбы, нарезаемой на утолщенных концах труб: под замковую муфту с одного конца и замковый ниппель — с другого. Несомненным преимуществом ЛБТ цельной конструкции является в три раза меньшее число резьбовых соединений в свече, бурильной колонне, что повышает их герметичность.

Однако низкая износостойкость резьбы не позволяет применять их как комплект рабочего инструмента для бурения. Из них составляют специальные комплекты инструмента для выполнения некоторых технологических операций, например, для заливки зон поглощений через колонну труб в случаях опасности прихвата заливочных труб. Прихваченная колонна ЛБТ может быть легко разбурена долотом.

В последнее время созданы ЛБТ с толстой стенкой (40 мм), которые иногда называются ЛУБТ (УБТ из легкого сплава). Они устанавливаются выше стальных УБТ с целью исключения влияния стальных труб на показания инклинометрических приборов.

Непрерывные бурильные трубы

Непрерывная бурильная труба представляет собой длинномерную колонну гибких труб (КГТ), размещенную на барабане самоходной (колтюбинговой) установки. В процессе спуска в скважину труба сматывается с барабана, а при подъеме она вновь наматывается на него. Вращение долота может осуществляться забойными двигателями, а нагружение долота — забойным механизмом подачи, который, при необходимости, одновременно воспринимает реактивный крутящий момент.

Главным преимуществом КГТ является обеспечение непрерывного процесса спускоподьемных работ, что кратно сокращает их продолжительность. Управление работой отклонителя может осуществляться по кабелю, встроенному в трубу. По нему же может непрерывно передаваться вся необходимая информация с забоя скважины.

В мировой практике известны случаи, когда при глубине скважины 1700 м длина горизонтального участка составляла более 10 тыс. м.

Ведущие бурильные трубы

Ведущие бурильные трубы (ВТ) предназначены для передачи крутящего момента бурильному инструменту от ротора или восприятия и передачи реактивного момента (дошедшего до устья) от забойного двигателя к ротору при одновременной осевой подаче инструмента. ВТ имеет в сечении квадратную, шестигранную или крестообразную форму с концентрически расположенным круглым или квадратным отверстием для прохода жидкости.

На концах ВТ нарезается трубная резьба. На нижний конец ВТ навинчивается нижний штанговый переводник (ПШН), а на верхний конец — верхний штанговый переводник (ПШВ) для соединения ее со стволом вертлюга. В целях защиты замковой резьбы ПШН от износа (из-за наиболее частого свинчивания — развинчивания ВТ) между ним и бурильным замком устанавливают предохранительный переводник П, через который ВТ соединяется с бурильной колонной.

По достижении предельно допустимого износа П заменяется на новый. Все резьбы на нижнем конце ВТ выполняются правые, а на верхнем — левые.

Утяжеленные бурильные трубы

Утяжеленные бурильные трубы (УБТ) представляют собой толстостенные стальные трубы цельной конструкции (кроме УБТСЗ) с внутренним каналом круглого сечения и предназначены для увеличения жесткости и веса единицы длины низа бурильной колонны, посредством которого создается нагрузка на долото в процессе бурения.

    В настоящее время используется несколько типов УБТ, поставляемых по различным техническим условиям:

  1. с гладкой поверхностью по всей длине;
  2. с проточкой (для лучшего захвата клиньями);
  3. квадратного сечения;
  4. со спиральными канавками;
  5. со спиральными канавками и проточкой;
  6. сбалансированные УБТ;
  7. 7 УБТ по стандарту 7АНИ.

УБТ, как правило, имеют с одного конца наружную, а с другого — внутреннюю замковые резьбы (промежуточные УБТ). Кроме того, на каждый комплект предусматривается одна труба с внутренней замковой резьбой на обоих концах (надцолотная УБТ).

Рис. 6.

Противоприхватные

Основная идея здесь заключается в уменьшении площади контакта их со стенкой скважины. Действительно, квадратные УБТ будут контактировать со стенкой скважины, даже при наличии на ней толстой фильтрационной корки, по ребру и прилегающим к нему поверхностям, площадь которых будет значительно меньше в сравнении с площадью контакта УБТ круглого сечения.

Выполнение спиральных канавок на УБТ круглого сечения преследует ту же цель — уменьшить площадь контакта УБТ со стенкой скважины. Однако цель будет достигнута лишь при условии, что не будут забиты сами канавки вязким и липким материалом.

В целях увеличения износостойкости часто поверхность УБТ наплавляется в нескольких местах (чаще — в двух) твердым сплавом в форме круговых поясков длиной 100—250 мм, размещаемых примерно на одинаковых расстояниях друг от друга.

Горячекатаные УБТ рекомендуется применять при бурении скважин средней глубины (до 2000—2500 м) в неосложненных условиях с использованием забойных двигателей.

Сбалансированные УБТ

Конструкции выявила их существенные недостатки, из-за разностенности и динамической несбалансированности эти УБТ при вращении вызывают биение и дополнительные динамические нагрузки. Отсутствие термообработки сказывается на прочности труб и др. В связи с этим освоены и получили широкое применение сбалансированные УБТ (УБТС), изготовляемые путем сверления внутреннего канала, обточки наружной поверхности, термообработки труб, обкатки роликом и фосфатирования резьбы, что существенно повышает динамическую характеристику и прочность труб.

Вопросы для подготовки к госэкзамену по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Поделитесь с друзьями:

Какие основные факторы влияют на технико-экономические показатели работы буровых бригад

Ответ на вопрос: «Поясните, какие основные факторы влияют на технико-экономические показатели работы буровых бригад».

    Цикл строительства скважины включает много видов работ, основными из которых являются следующие.

  1. Подготовительные работы к строительству буровой. При этом проводится строительство подъездных путей, линий электропередач, линий связи, трубопроводов, бурение скважины на воду, выравнивание площадки и обваловка и др.
  2. Строительно-монтажные работы, в процессе которых осуществляется сборка буровой, монтаж на новой точке.
  3. Подготовительные работы к бурению, включающие осмотр и наладку оборудования, оснастку талевой системы, бурение и крепление шурфа, установку направления и др.
  4. Проводка ствола и крепление скважины.
  5. Оборудование устья, испытание скважины на приток, сдача скважины в эксплуатацию.
  6. Демонтаж буровой установки, транспортировка на новую точку, восстановление площадки, рекультивация земель.

Все эти процессы взаимосвязаны. Общая нормативная продолжительность цикла строительства представляет сумму нормативных продолжительностей упомянутых видов работ.

Буровым и вышкомонтажным бригадам выдаются наряды на выполнение этих работ. В геолого-техническом наряде (ГТН) приводятся сведения о геологических условиях проходки, составе пород, зонах возможных осложнений, проектной глубине, цели и способе бурения, конструкции скважины, буровой установке, режиме бурения.

На основе ГТН, единых норм времени на бурение (ЕНВ) и местных норм на проходку на долото и механическую скорость составляется нормативная карта, где указываются сдельная расценка на бурение скважины для данной буровой бригады.

Для оценки фактического использования времени на отдельные виды работ составляется баланс времени строительства скважины, где отмечаются и простои при выполнении предусмотренных работ, и время на ликвидацию аварий, осложнений, и простои по организационным причинам.

Анализ баланса времени позволяет выявить резервы для уменьшения непроизводительных затрат времени, увидеть важность изменения соотношения времени между спуско-подъемными операциями (СПО), креплением, вспомогательными работами, механическим бурением и др.

Для сравнения и оценки способов бурения, эффективности применения различных буровых установок, уровня технологии, режимов бурения, соответствия конструкций скважин условиям бурения, работы отдельных буровых бригад, управлений, планирования, нормирования, проектирования бурения используются различные технические и экономические показатели.

Механическая скорость

Vм = h / t,

где h – проходка, м;
t – продолжительность механического разрушения горных пород на забое или время проходки отдельного интервала, ч.

Таким образом, Vм есть средняя скорость углубления забоя непосредственно при разрушении породы на забое долотом, она может быть определена по долоту, по интервалу, по всей скважине, буровому предприятию, компании, стране.

Выделяют также текущую (мгновенную) механическую скорость v = dh/dt.

Проходка на долото является важным показателем, определяющим расход долот на бурение скважины, потребность в долотах по площади, буровому предприятию. От проходки на долото зависят число спускоподъемных операций, соответственно, выбор и изнашивание подъемного оборудования, трудоемкость бурения, возможность некоторых осложнений.

Проходка на долото в большей мере зависит от абразивности пород, стойкости долот, правильности их выбора, отработки и режимов бурения.

Техническая скорость

Техническая скорость Vт (в м/ст-мес) отражает в известной мере технические, технологические, нормативные возможности буровых установок, способов и режимов бурения, буровой бригады:
Vт = L / tпр,

где L – длина ствола скважины, м;
tпр – производительное время работы буровой бригады, мес.

Оно включает все время механического бурения, СПО, крепления, нормативное время на ремонт, технически необходимые вспомогательные работы, выполняемые буровой бригадой, работы по подготовке к бурению и заканчиванию скважины и др. При разведочном бурении в производительное время иногда входит испытание скважины, если оно выполняется буровой бригадой.

Коммерческая (общая) скорость бурения

Важнейшим показателем производительности буровой бригады является коммерческая (общая) скорость бурения (в м/ст-мес):
Vк = L / tк,

где tк – календарное время от начала подготовительных работ к бурению до сдачи скважины в эксплуатацию (или бригадам по испытанию скважин), мес.

Плановая коммерческая скорость вычисляется с учетом плановых затрат времени на предупреждение и ликвидацию осложнений, простои из-за отсутствия энергии и пр. Фактическая коммерческая скорость вычисляется с учетом всех затрат времени буровой бригады по бурению скважины.

Коммерческая скорость характеризует производительность бурового станка и показывает количество пробуренных данным станком метров в течение месяца (30 дней). По уровню коммерческой скорости рассчитывается необходимое количество буровых бригад и станков для выполнения планового объема буровых работ и определяется мощность бурового предприятия.

Цикловая скорость

Цикловая скорость (в м/ст-мес)
Vц = L / tц,

где tц – календарное время (в мес) от начала строительно-монтажных работ до окончания демонтажа буровой установки.

Цикловая скорость характеризует использование буровых установок, являющихся основными фондами. Она позволяет определить, сколько буровых установок необходимо иметь буровому предприятию, буровой компании для выполнения планового объема бурения. Общий уровень организации буровых, строительно-монтажных работ особенно четко проясняется при сравнении цикловой скорости, коммерческой и технической скоростей бурения.

Чем лучше организация строительно-монтажных работ, тем ближе Vц и Vк, чем совершеннее технология бурения, меньше аварий и осложнений по вине бригады, ИТР, тем Vк ближе к Vт.

Себестоимость скважин выражает в денежной форме все затраты бурового предприятия на капитальные, материальные и трудовые ресурсы.

На строительство скважины составляется смета затрат по отдельным видам цикла, в том числе на строительно-монтажные работы, бурение и крепление, испытание, а также промыслово-геофизические, топографо-геодезические, лабораторные работы. В смету также включаются накладные расходы, плановые накопления, затраты на составление проектов, дополнительные затраты.

Вопросы для подготовки к госэкзамену по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Поделитесь с друзьями:

Выбор колонкового набора для получения качественного керна

Ответ на вопрос: «Выбор колонкового набора для получения качественного керна».

Керн извлекается на поверхность и служит основным материалом для прямого изучения состава, строения и механических свойств горных пород разреза месторождения, а также для решения ряда задач при его разведке и разработке. Поэтому извлечение высококачественного и в достаточном количестве керна является одной из главных задач при бурении разведочных скважин.Рис. 1
Колонковое долото состоит из бурильной головки 1, предназначенной для проходки скважины кольцевым забоем с образованием керна, и присоединенного к ней керноприемного устройства, предназначенного для размещения керна, его сохранения, отрыва от забоя после окончания выбуривания и транспортирования на поверхность.

    Керноприемные устройства делятся на три группы:

  1. бескорпусные, простейшие;
  2. корпусные со стационарной колонковой трубой;
  3. корпусные со съемной колонковой трубой.
    Признаками качества керна являются:

  1. диаметр керна Dк;
  2. степень размыва и загрязненности буровым раствором;
  3. целостность (неразрушенность).

Введем основные показатели, характеризующие совершенство колонковых долот с точки зрения отбора керна.
Коэффициент керноотбора K1 = Dк / Dг,
где Dг – наружный диаметр бурильной головки.

Чем выше K1, тем лучше колонковое долото удовлетворяет требованию отбора керна максимально возможного диаметра.

Коэффициент керноприема K2 = Dк / hк,
где hк – расстояние от забоя до входа в керноприемное устройство.

Чем больше K2, тем меньше керн подвергается прямому воздействию потока промывочной жидкости и вращающегося инструмента, тем меньше керн размывается и разрушается.

Простейшее керноприемное устройство (рис. 1, а) устанавливается непосредственно над бурильной головкой (коронкой) 1 и состоит из колонковой трубы 2, выполняющей одновременно функции корпуса, и переводника 3 для присоединения к бурильному инструменту. Такие инструменты широко применяют при бурении структурно-поисковых скважин малого диаметра – от 36 до 151 мм. Коронка 1 предназначена для выбуривания керна. Вооружение ее может быть твердосплавным или алмазным, т.е. это инструмент режуще-истирающего действия.

Выбуренный керн размещается в колонковой трубе.

Промывочная жидкость при движении вниз проходит через зазор между керном и колонковой трубой, что является основным недостатком простейшего колонкового долота. Керн отрывается от забоя и удерживается в колонковой трубе при подъеме инструмента внутренним конусом коронки. Это обеспечивается тем, что в мягких горных породах (глинах) проводится «затирка» керна, а в твердых – его «заклинка». При «затирке» перед подъемом инструмента бурят без промывки до 1 м. Выбуриваемый при этом шлам набивается между керном и коронкой и при подъеме инструмента заклинивает керн в конусе коронки.

В средних и твердых горных породах бурить без промывки нельзя. В этом случае перед подъемом в бурильный инструмент засыпают «заклинку» (например, щебень, битое стекло) и продавливают ее промывочной жидкостью до коронки. Момент достижения «заклинки» коронки отмечается по повышению давления на насосе. В этот момент насос отключают и начинают подъем инструмента. Достоинствами рассмотренного колонкового долота являются простота конструкции и максимальный коэффициент керноотбора (до 0,87).

Корпусные керноприемные устройства со стационарной колонковой трубой (рис. 1, б) предназначены, в основном, для глубокого роторного бурения, включают корпус 2, который через переводник 3 соединяется с бурильным инструментом. В корпусе на подшипнике 4 подвешена колонковая труба, в верхней части которой установлен дренажный клапан 5 со сбрасываемым шаром. К нижней части колонковой трубы привинчен корпус 6 кернорвателя 7, предназначенные для отрыва керна от забоя и удержания его в колонковой трубе во время подъема инструмента.

В скважину колонковое долото спускают без шара дренажного клапана. Перед началом бурения колонковую трубу промывают, а затем сбрасывают в бурильные трубы шар, что обеспечивает защиту керна от прямого воздействия промывочной жидкости и вытеснение ее из колонковой трубы по мере заполнения ее керном. Размещение керна в колонковой трубе, защита его от размыва и применение кернорвателей позволили повысить вынос керна и его качество Однако при этом уменьшился коэффициент керноотбора, который у этой группы устройств не более 0,44.

Корпусные керноприемные устройства со съемной колонковой трубой применяются как при роторном, так и при турбинном бурении. Рассмотрим особенности этой группы устройств на примере колонкового турбодолота (рис. 1, в), которое предназначено для отбора керна при высокооборотном бурении и создано на базе турбобура с полным валом, через который проходит съемная колонковая труба (грунтоноска).

Бурильная головка 1 преимущественно дробяще-скалывающего действия крепится на валу 2 турбодолота. Переводником 3 турбодолото присоединяется к бурильному инструменту. В корпусе 4 на неподвижной конической подвеске 5 установлена грунтоноска 6, которая проходит через вал 2 и корпусом кернорвателя 7 входит в центрирующую втулку 8 бурильной головки. В верхней части грунтоноска снабжена конической головкой для захвата ее шлипсом и подъема из скважины без подъема бурильного инструмента.

В скважину турбодолото спускают без грунтоноски, которую сбрасывают в бурильные трубы после промывки перед началом отбора керна. После углубления скважины на длину грунтоноски последнюю извлекают из скважины с помощью шлипса, спускаемого на канате в бурильные трубы. Если бурильная головка не изношена, то в скважину сбрасывают другую грунтоноску, и бурение продолжают.

Основное преимущество турбодолот – высокая скорость проходки. К недостаткам относятся низкий коэффициент керноотбора, не превышающий 0,28, и высокая динамичность работы. Поэтому удовлетворительный вынос керна турбодолота обеспечивают только в твердых монолитных горных породах.

Бурильные головки, как и долота, различаются по классу, типу, принципу воздействия на забой, материалу вооружения и конструкции основных рабочих элементов.
Рис. 2
Бурильные головки в отличие от долот не бывают гидромониторными. Более того, в их конструкциях предусмотрены меры по защите керна от прямого воздействия струй промывочной жидкости, а при проектировании режима бурения накладываются ограничения на количество подаваемой на забой жидкости.

Шифр бурильных головок начинается с буквы К (колонковая). Если в шифре содержится вторая буква С, например КС, то эта головка для керноприемного устройства со съемной колонковой трубой (грунтоноской). Последующие буквы характеризуют особенности конструкции бурильной головки.

После букв идут цифры дробью: числитель – диаметр бурильной головки, знаменатель – диаметр кернообразующего отверстия (в мм). Далее следуют тип и класс бурильной головки, как и у долот. В конце шифра могут стоять цифры, отражающие номер модификации. Примеры шифров: К212,7/100М, КС212,7/60ТКЗ и т.д.

Наилучшие результаты с точки зрения качества керна дают алмазные бурильные головки и головки, оснащенные сверхтвердыми материалами. Это объясняется тем, что у таких инструментов практически не изменяются диаметры головки и кернообразующего вооружения, а также такие инструменты имеют минимальную динамичность работы.
Рис. 3
Кернорватели применяют двух основных типов: цанговые для твердых пород (рис. 3, а) и рычажковые для мягких пород (рис. 3, б). Принцип работы цангового кернорвателя – заклинивание керна в конусной части 7 корпуса кернорвателя (см. рис. 1, б). После окончания бурения долото приподнимают, а керн и кернорватель движутся вниз относительно корпуса, при этом упругие элементы кернорвателя 8 сжимаются конусом 7 корпуса и заклинивают в нем керн. При дальнейшем движении долота вверх керн отрывается от забоя.

Вопросы для подготовки к госэкзамену по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Поделитесь с друзьями: